ТАЙНА ГОРОДА-СОЛНЦА

АРКАИМ

Научный подход к рассказу об Аркаиме и личные впечатления

Уникальный по своей сохранности и наиболее изученный из "страны городов" культурный комплекс Аркаим был обнаружен в 1987 году. Общая площадь памятника 20 тысяч кв. м. Площадь археологических раскопов - более 8 тысяч кв. м. На современной степной поверхности хорошо прослеживается обводной ров, за ним - два кольца земляных валов, центральная площадь. Археологические исследования показали, что валы - это остатки оборонительных стен, сложенных из грунта сырцовых блоков и дерева. Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, расположены жилища, которые строились из бревенчатых каркасов и грунтовых блоков. В хозяйственных отсеках домов - очаги, колодцы, ямы для хранения продуктов, металлургические печи. Перед выходами - крытые дворики. Сегодня исследовано 29 жилищ.
Геофизические методы позволили установить, что весь комплекс состоял из 60 построек (35 - во внешнем круге и 25 - во внутреннем). Круговые и радиальные улицы, система водосброса и канализации, основания надвратных башен, ниши и переходы внутри мощных оборонительных стен - все это представляет собой необычайно яркую картину. На поселении собрана большая коллекция керамики, изделий из кости и камня, металлических орудий труда и многочисленные предметы, связанные с металлургическим производством.
"Страна городов" - условное название степного района Южного Урала, где в 18 - 17 вв. до н.э. сложилась яркая цивилизация бронзового века, современница пирамид Среднего царства Египта и знаменитых дворцов крито-микенской культуры. Археологическая "Страна городов" стала известна с открытием и исследованием культурных комплексов Аркаим, Синташта, Устье, а также благодаря применению методов космической и аэрофотосъемки. "Страна городов" протянулась вдоль восточных склонов Урала с севера на юг почти на 400 км. Сегодня известно более двух десятков укрепленных центров, связанных с ними некрополей и сотни мелких неукрепленных селищ.
Аркаим сегодня - это природно-ландшафтный и историко-археологический музей-заповедник, работа которого планируется в двух основных направлениях: история изменения климата и природной среды Южного Урала на протяжении 12 - 10 тыс. лет; история изменения хозяйственной деятельности человека; взаимообусловленность культуры и окружающей среды.

Летом 1999 в середине июня я решила съездить на Аркаим, о котором я знала только из книг, и как потом оказалось, представляла его себе совсем по-другому. От Челябинска он находится на расстоянии около 250 километров, в самой Челябинской области, недалеко от ее границы с Казахстаном.
Ехали мы в автобусе несколько часов, поэтому в дороге мы все успели перезнакомиться, а нас было около пятнадцати человек. Наш лагерь был расположен как бы между двумя горами, они не очень высоки, хотя первая выше второй. Имя первой - гора Любви (на фото с речкой и мостом она немного видна), а второй - Шаманка. По поверью, если двое влюбленных взойдут на гору Любви, и поставят там небольшой флажок со своими именами, они никогда не расстанутся, и будут всегда также любить друг друга. У ее подножия протекает неширокая в этих местах речка. Шаманка же - это такая гора, больше напоминающая большущий холм. На ней кроме травы, ничего не растет ни деревья, ни кустарники.
Расставив палатки рядом с фургончиками, где жили археологи, мы (я и трое моих новых знакомых, которые были уже здесь раньше) решили забраться на Шаманку. Было уже полностью темно, часа два ночи, но мы решили покорить ее прямо сейчас, не дожидаясь утра. Пошли мы босиком (так как в другом поверье это советовалось) по протоптанной уже дорожке. Взбирались мы наверно около получаса. Наконец, мы достигли своей цели: забрались на ее вершину; она представляет собой площадку, где посередине выложены кругом камни, кто и зачем их выложил я так и не узнала.
Когда на ее вершине смотришь на равнину, расстилающуюся перед твоими глазами, на темное усыпанное крупными звездами небо, слушаешь ветер, который никогда здесь не утихает, испытываешь странное чувство, будто ты переносишься на много столетий назад, разные мысли уходят, и ты просто стоишь и слышишь только один ветер. Мы взялись за руки, смотрели на звезды. Не заметили, как прошел целый час. Потом надо было спускаться.
Оказавшись снова в лагере, мы зажгли потухший было костер, и так, разговаривая, просидели до самого почти до утра. Когда чуть начало светать, мы решили встретить рассвет на горе Любви. Туда мы шли так: сначала прошли весь лагерь, в сторону противоположную Шаманке, перешли мостик через речку (на одной из фото в альбоме он есть), поднялись по деревянным ступенькам вверх, потом шли по березовому лесу. Чем ближе к вершине, тем круче тропка. Но вот мы там, и какое зрелище открывается нашим глазам - поле, где находиться Аркаим покрывает белоснежное одеяло густого тумана. А над ним, восходящее, большое очень яркое солнце. И с высоты вершины горы, это смотрелось, как изумительно красивое, волшебное зрелище. Так мы и любовались им, пока туман не рассеялся. Единственное о чем мы жалели, что не захватили фотоаппарат, чтобы эту красоту запечатлеть.
Около одиннадцати утра, мы отправились в сделанное археологами, жилище древних арийцев, живших в Аркаиме. Оно представляет собой глиняный одноэтажный дом, крыша которого сделанная из бревнышек сосны. Внутри него большая глиняная печь, вырытый в земле подпол, несколько оконцев, и приставная лестница наверх. Лекцию о доме, мы слушали сидя на его крыше.
После этого мы отправились к самому Аркаиму. Для этого, мы вернулись в лагерь, вновь поднялись на гору Любви. Затем, спустившись немного правее лагеря, по тропинке пошли по полю. Когда минут через двадцать мы стали подходить к этому месту, я увидела, что Аркаим представляет собой вовсе не старые развалины, а просто несколько земляных валов (они совсем невысоки), представляющих собой разной величины круги, заключенные один в другом. Нам тоже пришлось сделать полукруг, так как в город надо заходить с севера.
В центре Аркаима есть так называемая розетка, которая говорят, принимает энергию космоса, она была для арийцев священна. Розетка же представляет собой круг (диаметром метра три), вымощенный камнями, в середине которого тоже стоит вертикально поставленный узкий камень. Там нам снова рассказывали про город-солнце. А называют его так потому, что если смотреть сверху, он похож на колесо со спицами-улицами, которые пересекают круги, или на солнце с лучами. А солнце древние арийцы считали главным божеством. Тем же путем мы вернулись обратно.
Днем мы купались в реке (я не запомнила ее названия), сделали самодельные удочки, и наловили на ужин несколько окуней. Поздно вечером, когда опять было уже темно, мы вчетвером еще раз ходили и на Шаманку, и на гору Любви. На последнюю в полной темноте взбираться было совсем не просто: не то что тропинки не видно, а вообще почти ничего не видишь, идешь наугад. Потом, как и в прошлую ночь долго сидели у костра. Около пяти утра мы легли спать. А утром, встав, собрав все вещи, сложив палатки, поехали обратно в Челябинск.
Через пару дней на ум пришли строчки, из которых получилось это стихотворение:

ДОЧЬ АРКАИМА
Шаманка - ты колдунья здешних мест;
Шаманка, нам с тобой не одиноко;
Но может, жизненный несешь ты крест,
А потому ты помогаешь нам немного.
Впервые, кажется: ты - холм простой,
Что вдруг вознесся над равниной,
Но ночь пришла и вот -
К себе ты тянешь странной силой.
Мы поднимаемся к луне,
Покрыв босые ноги пылью серой;
Вершина манит нас к себе,
И наполняет души наши верой.
Но вот площадка, камни кругом
И вечный ветер средь полей,
По слову замолкаем, за руки беремся.
А небо звездное становится светлей.
Мы не забудем верно, никогда
Шаманки той простые ветры.
Как слушали ее дыхание мы,
Как горсть держали мы ее земли.
Спускаемся в молчанье, вчетвером;
Теперь мечты она все наши знает.
Шаманка - на всю жизнь нам талисман,
Который манит, любит и оберегает.